Из истории ивановского текстиля: Осип Соков - новатор XVIII столетия
Название Соковский мост, пожалуй, известно всем ивановцам. Один из двух главных мостов города, перекинутых через реку Уводь, был заложен еще три века назад и уже тогда, правда, неофициально, носил нынешнее имя, полученное в честь Осипа Сокова - человека, который перевел текстильное производство в Иванове на принципиальной иной уровень.
Как мы уже рассказывали, история текстильного дела и города Иванова сплелись друг с другом, едва ли не с самого возникновения нашего города. Уже в XVI веке в Иванове, тогда еще селе, шло производство холста, крашенины и набоек, которые затем продавались на близлежащих торгах и ярмарках. Такая «специализация» возникла у ивановцев неслучайно: село лежало за пределами черноземных, плодородных почв - обстоятельство, которое заставляло местных жителей искать другие ресурсы и источники торговли.
К XVIII веку текстильное производство в Иванове еще больше укрепило свои позиции, кроме того, расширилась и география сбыта местных холщовых тканей. В 1742 году возникла первая ивановская мануфактура, основателем которой стал крепостной крестьянин Григорий Бутримов. Вскоре и другой крепостной Иван Грачев тоже организовал «фабрику», причем в обоих случаях, учитывая сословные реалии царской России, предприятия де-юре принадлежали графу Шереметьеву.
Мануфактуры того времени производили разнообразный ассортимент, правда, используя в качестве материала только суровую холщовую ткань. Иногда она украшалась рисунком и узорами, но, как правило, лишенными каких-либо изысков и разнообразия. Подобный орнамент создавался с помощью печатных досок или, как их называли, «манер»: рисунок вырезался на одной стороне такой доски, затем на нее наносили краску и прикладывали к ткани, после чего, для получения отпечатка, ударяли деревянным молотком. После набойки ткань высушивали на жердях. чтобы полученный рисунок закрепился.
Крестьянин Осип Соков, родившийся в Иванове в 1780 году, как раз и был мастером-резчиком, который изготавливал печатные доски-манеры для одной из местных мануфактур. Возможно, он так и работал бы в качестве рядового сотрудника на этом производстве, но в 1780 году в составе ивановской делегации отправился в Шлиссельбург, город Санкт-Петербургской губернии (сейчас он входит в состав Ленинградской области), где находилось одно из первых в России ситценабивных предприятий. Мануфактура, принадлежащая иностранному промышленнику Лиману, соответствовала западноевропейскому уровню: для работы использовалась многоцветная набивка, а краска надежнее закреплялась на ткани, не поддаваясь воздействую света и влаги.
Дальнейший ход событий достоин, наверное, авантюрного романа. Устроившись работать на фабрику Лимана, Осип Соков сумел в конце концов выведать секрет производства, хранившийся под большим секретом. Спустя семь лет он вернулся в родное Иваново и, приобретя участок земли на берегу Уводи, открыл собственную мануфактуру, где стал внедрять новые технологии.
Производство Сокова стало по-настоящему новаторским, ведь перешло от работы с холщовой материей (в ее основе находится лен) к хлопчатобумажной ткани. Но еще больше земляков предприимчивого крестьянина поражали краски, используемые им в производстве: благодаря новой рецептуре они оказались ярче и не линяли на солнце и после стирки, а настоящей изюминкой стали разнообразные узоры, орнаменты и рисунки, которыми Соков - сам искусный мастер-резчик - украшал продукцию своей мануфактуры, ставшей зачинательницей в выпуске знаменитых впоследствии ивановских ситцев.
Со временем вслед за соковской мануфактурой новые технологии стали использовать и другие ивановские предприятия, превратив Иваново в один из самых знаменитых текстильных центров России. Сам Осип Соков прожил до 1801 года, однако наследников не имел, и после его смерти фабрика была продана другому предпринимателю Михаилу Ямановскому. Однако в народной памяти имя находчивого земляка осталось и было присвоено улице (ее, правда, в советское время переименовали в улицу Бубнова, а сейчас она является частью Шереметьевского проспекта) и мосту, располагавшемуся неподалеку от мануфактуры, которая сыграла важную роль в становлении ивановского текстильного производства.