
Не просто ковер: прошлое и настоящее гобелена
Традиция украшать стены жилищ и зданий коврами имеет очень древние корни: тканые полотна висели и в домах древних египтян, и римлян с греками, были известны они и по ту сторону Атлантики, в частности, в цивилизации инков.
Однако сегодня ковровое декоративно-прикладное искусство прочно ассоциируется прежде всего с одним названием - гобеленом. Так что такое гобелен и откуда он появился?
На французской стороне...
Само слово «гобелен» - пример, когда нарицательной становится фамилия конкретного человека. В данном случае речь идет о французском мастере Жиле Гобелене, который имел в предместьях Парижа собственную красильню. Позже она дополнилась ткацкой фабрикой, выпускавшей ковры, и была куплена Людовиком XIV, после чего получила новое название - «Королевская гобеленовская мануфактура». Так с семнадцатого столетия за декоративными коврами и закрепилось название «гобелен».
Впрочем, каким бы высоким качеством не отличалась продукция мануфактуры Гобелена, тканые ковры создавались и до нее. В средневековой Европе они появились еще во времена Крестовых походов, причем создавались не только для услады глаз, но и для конкретной практической цели - утеплять стены помещений.
Техника создания таких ковров или шпалер (это название и сегодня используется специалистами, тогда как в «в массы» пошло именно слово гобелен) заключалась в следующем: ткач пропускал уточную нить через основу, за счет чего создавалось и само полотно и непосредственно рисунок.
В качестве материалов использовались натуральные ткани, в основном, шерсть и шелк, а ковры, предназначенные для богатых, могли украшаться и золотыми или серебряными нитями.
Разнообразием отличался выбор тем и сюжетов для самих тканых картин. Мифологические и исторические сюжеты, изображения животных, растительные орнаменты и даже портреты - по своему изобразительному эффекту шпалеры могли запросто состязаться и с более привычными формами живописи.
Возрожденное искусство
Несмотря на свою оригинальность, а подчас и настоящую эпичность, гобелены знали не только взлеты, но и периоды забвения. В современной истории искусство создания шпалер вновь начало привлекать к себе внимание с 1920-30-х годов прошлого столетия.
Сегодняшние шпалеры условно можно разделить на два типа: для первого характерны минимальные новаторские приемы, упор на декоративность и красочность работы, для второго - техника, заимствованная из графики и живописи.
Не мог не повлиять на создание современных гобеленов и технический прогресс. Все чаще для их изготовления используются синтетические нити, которые повышают износоустойчивость изделий, тогда как плотность нынешних гобеленов по сравнению со старинными образцами уменьшилась, а при их создании стали использоваться и иные приемы, например, ворсовая и махровая техники.
На нашем сайте Вы также можете приобрести современные гобелены, некоторые из которых были представлены в этой статье (все фотографии кликабельны).