Верность традициям: палехская миниатюра

2016-09-22  |  Иваново - текстильный край

Верность традициям: палехская миниатюра

Как иконопись и революция повлияли на становление промысла

Народные промыслы — уникальное явление, которое демонстрирует вековые традиции, складывавшиеся у жителей того или иного региона. Знаменитые хохлома, гжель и дымка — сегодня узнаваемый символ нашей страны, в том числе и за ее пределами. Уникальность техники, особенная цветовая палитра и какое-то неуловимое очарование свойственны только этим изделиям.

Жители Ивановского края могут по праву гордиться тем, что один из центров таких промыслов есть и здесь — речь идет, конечно же, о поселке Палех, который славится своей легендарной палехской миниатюрой.

Немного истории

Искусство палехской миниатюры сохранило приемы палехской иконописи: все работы выполняются темперной краской, поддерживается условность изображения, а главное - та же детальная, вплоть до отдельного волоска, прорисовка

Необычное название поселка имеет несколько версий происхождения. Согласно первой, слово «Палех» происходит из языков финно-угорских племен, населявших территорию. Одно из этих племен — меря — оставило после себя множество названий рек и поселений, и Палех — одно из них. Вторая же версия объясняет связь названия с грозным монголо-татарским игом. По преданию, владимирские и суздальские иноки, спасавшиеся от гибели, бежали глубоко в леса. Выйдя к реке, они решили остановиться здесь, а чтобы расчистить место для поселения, устроили «великую палиху» - то есть, выжгли лес вокруг. Так и появилось название.

Первые упоминания о селе относятся к XVII веку, но многочисленные археологические исследования давно доказали: люди жили на этой территории гораздо раньше, как минимум до XV века. На момент первого упоминания Палех уже считался довольно большим селом, но главное, уже в этом время в нем начинает активно развиваться искусство иконописи. 

Искусное ремесло

Именно с иконописных работ начинается художественная история Палеха. Расцвет старинного иконописного промысла наступает в XVI-XVII веках. Работы иконописцев были настолько индивидуальны и неповторимы, что впоследствии их стиль был назван «палехскими письмами». Считается, что сохранить столь древнюю и уникальную технику палехским мастерам удалось благодаря их обособленности и традиции передавать свое искусство из поколения в поколение.

Молва о необычайно искусных иконописцах разнеслась быстро. Их часто приглашали в Москву — для росписи столичных храмов. Палехские художники принимали участие в росписи стен Грановитой палаты московского Кремля, Троице-Сергиевой Лавры и Новодевичьего монастыря. В итоге в середине XIX века в крохотном селе насчитывалось около 600 иконописных мастеров. Трудно предполагать, как двигалось бы развитие иконописного промысла дальше, если бы не грянула Революция 1917 года. Оставшись без любимого дела, иконописцы начинают реализовывать свой творческий потенциал в ином направлении — росписи по дереву.

Уже в 1918 году местные творцы организовали Палехскую художественную декоративную артель. В своей мастерской они создавали первые палехские миниатюры, сочетавшие в себе сюжеты из русских сказок и былин с традиционной для иконописи техникой темперной живописи. В период советской власти художникам приходилось разбавлять традиционные сюжеты образами космонавтов, пахарей, строителей и швей. Такие росписи получили название «агитлаки» и, конечно, не слишком ценились в первую очередь самими художниками.

Чтобы отличить настоящую палехскую шкатулку от подделки, понюхайте ее: оригинал пахнет льняным лаком, в то время как фальшивка обладает неприятным химическим запахом ацетона или другого растворителя

Сегодня в Палехе действует несколько мастерских, в которых художники продолжают традиции своих предков. И это не просто высокопарная фраза — многие из ныне работающих мастеров действительно являются потомками первых мастеров палехской лаковой миниатюры. Более того, во многих семьях здесь существует преемственность поколений, и современные художники передают опыт уже своим детям, бережно храня это достояние не только ивановской, но российской культуры в целом.

Добавить комментарий >>