Драгоценная миниатюра: 4 знаменитых художественных промыслов России

2017-08-14  |  Знаете ли Вы?

Драгоценная миниатюра: 4 знаменитых художественных промыслов России

Палех, Мстера, Холуй, Федоскино... Даже на подробной карте не так-то просто найти эти населенные пункты, но плоды творчества местных умельцев известны по всей стране и даже за рубежом. Художественные миниатюры, которыми славятся все четыре центра, уже давно признаны настоящим сокровищем народного искусства, и как тут не отметить, что двое из этих селений находятся на территории нашей Ивановской области. С них и начнем наш рассказ

Палехская миниатюра

Сегодня палехская роспись присутствует на самых разных декоративно-прикладных предметах, среди которых особой популярностью пользуются знаменитые палехские шкатулки. Однако, как мы увидим позже и у других промыслов, истоки творчества местных мастеров идут от иконописи. Свою известность палешане-иконописцы снискали еще в допетровскую эпоху, причем активно участвовали они и непосредственно в росписях и реставрации церквей, в том числе в московском Кремле и Троице-Сергиевой лавре.

Правда, современная палехская роспись возникла во многом из-за кардинальных изменений, произошедших в стране с захватом власти большевиками. По понятным причинам создание икон стал невозможным, и мастерам пришлось искать новые формы. Создав творческую артель, палехские художники перешли к росписи по дереву, а затем познакомились и с новым для себя материалом - папье-маше, в основе которого лежат плотно склеенные или спрессованные листы картона. Перенос традиционного метода на новую фактуру оказался весьма плодотворным, принеся, в конечном итоге, большую популярность тем самым расписным шкатулкам.

Но не только смена материала, но и сюжетов привела к появлению той знаменитой росписи, которую мы знаем сегодня. Вместо библейских тем художники обратились к фольклору, литературе и реалиям нового уклада, однако показывая их через призму своего особого стиля, наполненного замысловатым растительным узором, яркими красками, насыщенным пейзажем и, конечно, изображениями людей и животных, которые сложно спутать с какими-то другими. 

Сам процесс росписи вполне отвечает такой глубокой проработке миниатюр. Для начала поверхность будущей шкатулки пропитывается льняным маслом, после чего она обрабатывается напильником и шлифуется. Следующим этапом является грунтовка изделия, для чего используется смесь масла, сажи и красной глины. Только после этих процедур шкатулка покрывается многослойным лаком, причем сначала наносят слои черного лака, а уже затем еще несколько слоев светлого.

Наконец, после обязательной просушки можно приступать непосредственно к самой росписи. Однако и этот процесс кропотлив, трудоемок и основывается исключительно на традиционных методах, от состава краски до выбора кисти. Те, кто держал в руках палехские миниатюры, разумеется, видел, какие тонкие линии и детали на ней присутствуют, поэтому неудивительно, что некоторые элементы своей работы художники прорисовывают не без помощи увеличительного стекла. 

Когда основное изображение закончено, шкатулки снова сушат и лакируют. Финальным аккордом становится нанесение на рисунок сусального золота и серебра, благодаря которым миниатюра приобретает дополнительную яркость и эффектность. Еще несколько слоев лака, и вот - маленькое сокровище готово!

Холуйская миниатюра

В истории холуйской миниатюры есть много параллелей с соседним Палехом. Это и иконописные истоки, и возникновение самого промысла в советское время, и даже такие «технические» детали, как использование темперных красок и папье-маше в качестве фактуры.

Процесс создания шкатулки с миниатюрой также трудоемок и включает пропитку льняным маслом, грунтовку и многократное лакирование. Среди сюжетов холуйских художников встречаются сказочные и фольклорные мотивы, но одной из особенностей их стиля является явное предпочтение пейзажей и изображений архитектурных памятников. Сравнивая палехскую и холуйскую роспись, часто отмечается, что последняя более проста и реалистична, а композиция миниатюр отличается большей лаконичностью. Для холуйской росписи характерно и частое использование синевато-желтого и коричнево-оранжевого тонов.

Мстерская миниатюра

Вместе с Палехом и Холуем поселок Мстера, расположенный на территории Владимирской области, являлся одним из старинных центров русской иконописи, причем еще в 18 столетии мстерские художники обращались к миниатюрам, создавая на иконах небольшие сценки, наполненные множеством деталей.

К работе со шкатулками из папье-маге мастера из Мстеры обратились, как и их ивановские соседи, после революции. В общих чертах процесс росписи схож с палехским и холуйским, но есть и значительные особенности. Черный фон, характерный для миниатюр палешан, в мстерской росписи не используется. Вместо этого владимирские художники используют многоцветие, для которого необходимо первоначальное беление. Черным на шкатулках из Мстеры остается только каемка, украшенная, как правило, растительным или традиционным орнаментом.

Источником вдохновения для мастеров из Мстеры служат как сказочные и фольклорные мотивы, так и реальные события и люди. При этом для мстерской миниатюры характерна многоплановая композиция, отстраненность (зритель смотрит на открывающийся пейзаж как бы издали) и повествовательность сюжета. Хотя мстерская роспись в целом яркая и красочная, в ее цветовой палитре особенно часто можно увидеть голубоватые, красные и охристо-желтые тона.

Федоскинская миниатюра

Завершим наш рассказ самым старым из всех четырех промыслов - федоскинской миниатюрой, получившей свое названия от московского села, в котором фабрика по производству расписных изделий из папье-маше возникла еще в 18 веке. Позже, уже в советскую эпоху, именно из Федоскино идея работать с этим материалом и попала в Палех и Холуй.

Несмотря на такую преемственность, федоскинская миниатюра все-таки имеет принципиальное отличие: для нее используются не темперные краски, произведенные на основе яичного желтка, а масляные. Есть у мастеров из подмосковного села и особенный прием - «письмо по сквозному», когда перед началом росписи поверхность изделия покрывается материалом, который хорошо отражает свет (для этого используется, например, сусальное золото, металлический порошок или перламутровые вставки), благодаря чему и достигается глубина изображения и особое свечение «изнутри».

В своих работах федоскинские мастера используют, как и их коллеги, сказочные и фольклорные мотивы, но также особое место уделяют пейзажам Подмосковья.

Удивительные расписные шкатулки станут отличным подарком и создадут особую, аутентичную атмосферу в доме. На нашем сайте Вы можете выбрать подходящее изделие из разнообразной коллекции. Весь представленный ассортимент находится здесь.

Добавить комментарий >>